Один из наших летних отпусков мы провели в Абхазии. Честно говоря долго думали и сомневались по поводу поездки на авто. Не проще ли взять билеты на поезд и расслабиться? В итоге, несмотря на бесконечные ремонты дорог и черноморские пробки мы все таки выбрали автомобиль (по причине большей мобильности).
Первая статья из цикла «Абхазия» будет технически информационная: как ехали, где ночевали, качество дорог и т.д.

Отдельно планирую рассказать про жилье, пляжи Абхазии, а также про основные достопримечательности, которые мы успели посетить.

 

Маршрут в Абхазию из Нижнего Новгорода

Наверное каждый нижегородец, покоряющий черноморское побережье на авто, каждый раз решает ребус — ехать через Москву или через Муром?  Через Муром ближе, но через Москву широкая М7 может сильно сэкономить время.

Второй ребус — ехать через Джубгу или Шаумян? Но об этом чуть позже. В нашем путешествии важной точка маршрута был мой родной Белореченск, где мы должны были остановиться на несколько дней и только потом ехать в Абхазию.
Карта получилась немного мелковата, но на ней видно, что путь туда и обратно отличается. Туда мы поехали по М7, а обратно возвращались через Касимов — Муром.

Дорога туда: НН — Орехово-Зуево (М7) — выезжаем на М4 (Дон) Воронеж — Ростов-на-Дону — Усть-Лабинск — Белореченск —  Туапсе (через Шаумянский перевал) — Абхазия (Алахадзе).
Дорога обратно до Богучар ничем не отличалась, потом мы ушли на Борисоглебск — Тамбов — Шилово — Касимов — Муром — НН.

М7 мы проскочили без каких либо проблем, М4 — отличная трасса с четырьмя платными участками дороги. Когда два года назад по этой же трассе мы ехали в Крым, то платный участок был всего один. Цена вполне приемлемая 50 — 100 руб., зато можно надавить на тапку и спокойно ехать 120-130 км/ч.
Перед въездом на платный участок нужно подъехать к окошку, заплатить нужную сумму, чек сохранить до выезда с платного участка. Перед такими участками а/м «Дон» обязательно есть указатели с предложением альтернативного маршрута. А смысл?
На трассе М4 нет никаких проблем с заправками, отелями и придорожными кафе.

Ночевка на М4 (а/м «Дон»). Гостиница «Славянка»

 

На ночевку мы остановились в придорожной гостинице «Славянка» в Воронежской области (598 км). Цены вполне умеренные — 1500-2000 руб за 2-х местный номер с душем и кондиционером. На первом этаже гостиницы есть кафе. Забегая веред скажу, что в Славянке мы останавливались много раз. И так мне эта Славянка надоела, что я села и написала статью — 10 приличных гостиниц на трассе М4 Дон

На второй день путешествия мы попали в большую пробку около Лосево, потом немного постояли в Ростове-на-Дону.

Из Белореченска мы выехали рано утром, накануне приняв решение ехать через Шаумян. Если бы мы поехали через Джубгу, то собрали бы дополнительные пробки. Множество небольших поселков на побережье с несчетным количеством светофоров, а также плановый ремонт дорог могут здорово задержать вас в пути.
На заправке в Белореченске успела сфотографировать вот такого забавного клиента.

Шаумянский перевал буду показывать в картинках. Это горный серпантин без асфальтового покрытия. Всего 7 км пути, но каких! Закрываем все окна, включаем кондиционер и……пылим 20 км/ч.
Автомобиль мгновенно покрывается мельчайшей серой пылью и как хамелеон подстраивается под цвет окружающей среды. Казалось бы, чего сложного сделать нормальную дорогу? Оказывается этот участок периодически «съезжает» и осыпается. В дождливую погоду здесь ехать не рекомендуется.
Наконец-то мы вынырнули из всей этой серости и сделали небольшую остановку. Перед нами Кавказские горы.
Туапсе мне запомнился своими пробками. Летом город явно задыхается от них. Дальше понеслись прибрежные поселки и различные щели — Якорная, Мамедова и т.д., которые нужно объезжать. В Лазаревском я даже увидела предложение по экскурсии «Тайна двух щелей». Кхм, кхм…. Название мягко говоря сомнительное.
За одним поворотом неожиданно….

В Лазаревском и Лоо мы тоже хорошо постояли: светофоры, пешеходы, узкие дороги. Я не буду толкать громкие речи, но объездная для этих курортных городов не помешала бы.

Сочи стал кардинально другим городом, по крайней мере из окна авто. К Олимпиаде построили дороги, развязки, тоннели. Отгрохали современный ж/д вокзал. Кусочек Олимпийского парка мы тоже увидели.
А вот и кольца, символизирующие части света.

Переход границы с Абхазией на машине. КПП «Псоу»

 

Это моя третья поездка в Абхазию, но автомобильную границу я раньше не переходила, только ж/д.  Здесь есть некоторые особенности. Например, пассажиры должны выйти из авто и пройти границу самостоятельно. Соответственно, за рулем должен остаться собственник или доверенное лицо. Загран паспорт не требуется, никакие отметки никуда не ставят и никакие бумаги подтверждающие въезд на территорию другого государства не выдают.

Медицинская страховка не требуется. Из документов только российский паспорт, водительские права и свидетельство о регистрации ТС.
Несмотря на самый разгар курортного сезона, границу мы прошли довольно быстро: туда — 35 мин., обратно — 1 час.
Пограничники авто практически не осматривали, увидели в багажнике чемоданы и пропустили.

 

Жилье в Абхазии

В Абхазии много частного сектора. Объявления о свободных комнатах видно прямо с дороги. Заходишь, смотришь, нравится, кидаешь чемодан в номер, а себя в море. Это сейчас есть куча сервисов по бронированию жилья, а раньше только так и договаривались с бабушками на вокзале.

Могу порекомендовать этот сервис для подбора частного жилья в Абхазии — https://edem-v-gosti.ru/abhazia/. Выбираете город, даты, количество человек и бронируете подходящую квартиру.

 

Дорога домой

Как я уже писала выше, на обратном пути маршрут немного изменился. Основная причина — пробки. После Богучар мы повернули к трассе М6. Через Шацк — Моршанск не поехали, нам этой «дороги» хватило, когда мы весной в Волгоград ездили. С М6 свернули на Ряжск — Ухолово — Сапожок — Шилово. Далее Муром и опять выехали на трассу М7. Езда через небольшие города удовольствие сомнительное. Пробки мы конечно объехали, но качество дорог на троечку.Ночевка на М6.

С инфраструктурой в виде мотелей и кафе на М6 туго. Изначально планировали заночевать в Борисоглебске, но подъехали к нему довольно рано и решили ехать дальше. Практически под Тамбовом наконец-то нашелся придорожный мотель без названия. Ориентир — заправка, точнее не скажу. Стоимость койко-места 750 р с человека, душ и туалет на этаже. Перекусить можно в кафе. Вот, пожалуй, и все дорожные подробности. Прелюдия закончилась. Теперь буду писать непосредственно про Абхазию.

До новых встреч и путешествий!
Оксана

 

Что еще почитать?

Один ленивый день в Абхазии на пляже Рыбзавод

Экскурсия на озеро Рица в Абхазии. Маршрут и основные путевые точки: Юпшарский каньон, Голубое озеро и 5 водопадов!

Как отдохнуть в Абхазии и не испортить себе отпуск?