Самые известные картины Третьяковской галереи

Всем привет! Надеюсь, в вашем городе весна уже потихоньку вступает в свои права, а я сегодня хочу вернуться к новогодним праздникам и рассказать о посещении Третьяковской галереи.

Вообще, я считаю, что в Третьяковке нужно побывать хотя бы раз в жизни. Этакий «must see» для русского человека. Знатоки искусства советуют «прикасаться к прекрасному» поэтапно, чтобы не получить обратную реакцию.

Одним морозным новогодним утром автор статьи приехала на Лаврушенский переулок 10, чтобы наконец-то своими глазами увидеть оригиналы картин, которые раньше разве что в учебниках попадались. Нет, я конечно предполагала, что на вход будет очередь, но даже не предполагала, что очередь будет такая….

очередь в третьяковскую галерею

Видите вдалеке светло-желтое здание? Нам туда. А народ все прибывал и прибывал. Сначала, я решила, что именно сегодня в Третьяковку бесплатный вход. Оказалось, что — нет. Просто праздники, туристы и общий ажиотаж сделали свое дело.

Надо сразу оговориться, что у Третьяковской галереи два адреса: Лаврушенский переулок и Крымский вал. На Лаврушенском переулке экспонируются картины XI — начало XX века, а на Крымском валу — XX в. В любом случае, столько прекрасного за один день, я бы не вынесла, поэтому выбрала историческое здание на Лаврушенском.

Долго ли коротко, но прошло 1,5 часа. Охрана пропускала страждущих порциями, а экскурсионные группы — без очереди. Отбросив все эпитеты, скажу, что я околела до дури и пошла греться пить чай в близлежащую кафешку. Потом случилось счастье и меня пропустили в теплое помещение галереи. «Ну, наконец-то, сейчас я увижу такие знакомые с детства картины» — подумала я. Не тут-то было 🙂

Увидев очередь в гардероб, мне стало дурно. Это еще минут 20-30 времени, но по крайней мере в тепле. Я решила вопрос проще, запихнула куртку в рюкзак, рюкзак сдала в камеру хранения и тем самым сэкономила время. Кстати, билет был куплен в специальном автомате на входе, стоимость 400 руб. Для определенных категорий граждан есть скидки, смотреть по ссылке.

По Третьяковской галерее интересно ходить с гидом. Кто еще расскажет вам различные интересные детали? Я примкнула к одной из групп и немного послушала рассказ.

Картины буду показывать в произвольном порядке, не привязываясь к залам галереи.

Карл Брюллов - Всадница

Карл Брюллов — Всадница

На картине изображена Джованина (на коне) и Амалиция Пачини, воспитанницы графини Самойловой. А все видят зеленую вуаль на шляпе? Я и сама никогда раньше не обращала внимание на эту деталь. Именно эта часть дамского гардероба придает динамику картине. Некоторые критики высказывались негативно относительно «застывшего» лица всадницы, но стоит только посмотреть на вздыбленного коня и все сразу становится на свои места.

А.А. Иванов - Явление Христа народу

А.А. Иванов — Явление Христа народу

Полотно просто огромное. К сожалению, мне никак не удалось сфотографировать картину без людей. Помимо того, что в галерее и так было много народа, так еще и каждый норовил запечатлеть себя на фоне картины. Зачем? Не понятно.

Александр Иванов работал над картиной 20 лет и все равно не успел ее закончить. Только представьте себе — 20 лет! Помимо этого, Иванов сделал 600 этюдов с натуры (когда подбирал персонажей).

По центру — Иоанн Креститель, указывающего на приближающегося Иисуса. Фигура Мессии немного размыта. Слева от Иоанна группа апостолов, справа — абсолютно разные люди, и стар, и млад. И эмоции у них на лице разные. Кто-то радуется, кто-то смотрит с недоверием. Справа от Христа, человек в красной накидке, с недоверием оглядывается на Иисуса. Николай Васильевич Гоголь был другом Иванова и послужил прототипом для персонажа. Художник навсегда запечатлел его профиль на холсте. А человек в серой шляпе и с посохом, сразу за Иоанном, сам автор полотна. Иванов решил увековечить себя в образе странника.

Обратите внимание на двух людей слева картины — молодой парень и старик. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что накидка старика серого цвета, а отражение в воде — красного отттенка. По центру картины, мужчина в голубом одеянии — у него лицо зеленоватого оттенка. Это и есть те самые недоделки, которые не успел завершить художник.

Василий Перов - Тройка

Василий Перов — Тройка

«Тройка» — печально известная картина Василия Перова. Художник долго не мог найти прототип для паренька в центре композиции. Нужный типаж он случайно увидел в толпе переселенцев и попросил мать мальчика дать разрешение на позирование ему. Она согласилась. Через некоторое время после завершения картины, в двери дома Перова постучала изможденная женщина, та самая мать мальчика Васи. Она рассказала художнику, что Васенька умер и просила продать ей картину. В то время «Тройка» уже находилась в картинной галерее и купить ее не было никакой возможности.

приезд гувернантки в купеческий дом

Василий Перов — Приезд гувернантки в купеческий дом

Еще одна известная картина Перова. Опечалено склонив голову, молодая гувернантка ждет указаний своего хозяина. У прислуги на лице любопытство, а вот молодой барчонок смотрит свысока.

Картина «Три богатыря» известная всем нам с детства. Ракурс я взяла неудачный, но по другому никак сфотографировать не удавалось 🙁

Зато понятны масштабы.

три богатыря васнецов

Васнецов — Три богатыря

Художник создавал картину около 30 лет. Мало кто знает, что в качестве Добрыни Никитича Васнецов изобразил самого себя. Факт этот не подтвержден документально, но уж больно хороша история).

Я уже никогда не вспомню откуда знаю ту или иную картину. Так вышло и с Боярыней Морозовой. Глубинная память срабатывает резко, словно по щелчку. Подходишь к картине и уже знаешь как она называется.

Справа от саней расположилась знать, а слева — простой народ. Бегущий мальчик придает картине дополнительную динамику. Рядом с основной картиной, в Третьяковской галерее размещены первоначальные наброски. Очень похоже, но все таки разницу легко уловить.

В.Суриков - Боярыня Морозова

В.Суриков — Боярыня Морозова

DSC03817

Репин - Письмо запорожцев турецкому султану

Репин — Письмо запорожцев турецкому султану

Казаки пишут, смеются и явно издеваются). Репин запечатлел абсолютно реальное историческое событие. Турецкий султан ультимативно предложил запорожским казакам перестать нападать на «Блистательную Порту» и сдаться. Самое интересное, что оригинальный ответ казаков сохранился. Текст полон самых изысканных ругательств.

Верещагин - Апофеоз войны

Верещагин — Апофеоз войны

Что такое война по своей сути? Не доблестные победы и не политические игры, а боль, смерть и покалеченные жизни. Именно это и хотел сказать художник. Недаром один прусский генерал советовал императору Александру II избавиться от картин Верещагина. Я ждала личной встречи с этой работой художника. Она до ужаса простая и пугающе настоящая…

Шишкин - Утро в сосновом бору

Шишкин — Утро в сосновом бору

Добрая, известная с детства картина. Мало кто знает, что Иван Шишкин писал эту картину в соавторстве с Константином Савицким. Шишкин был пейзажистом, а Савицкий нарисовал медведей. Третьяков в свое время стер имя Савицкого с картины, посчитав, что его вклад слишком мал.

Кстати, в медвежьих семьях не бывает трех медвежат, только один или два. Об этом нам рассказал гид Третьяковской галереи. Просто три медвеженка и крупный медведь по центру, смотрятся более интересно.

В. Суриков - Утро стрелецкой казниВ. Суриков - Утро стрелецкой казни

В. Суриков — Утро стрелецкой казни

«Утро стрелецкой казни» самое первое большое полотно Сурикова. Хотя художник перенес на картину печальное событие исторической расправы, но зритель не наблюдает, ни на переднем плане, ни на заднем, казненных стрельцов. По одной из версий, Суриков сначала хотел изобразить на картине повешенных и даже создал эскизы, но одна из служанок была настолько шокирована увиденным, что упала в обморок.

М. Врубель - Демон сидящий

М. Врубель — Демон сидящий

Картину можно трактовать по-разному. Кто-то видит уставшего и обессилившего мужчину-демона, а кто-то — сильную, благородную личность, выступающую на стороне добро, но зло управляет им и побеждает. Наверное, в этом и есть особенность картин — каждый видит что-то свое.

И еще несколько экспонатов Третьяковки:

Саврасов - Грачи прилетели

Саврасов — Грачи прилетели

На самом деле, картина очень маленькая. Фотографии обманчивы 🙂

Перов - Охотники на привале

Перов — Охотники на привале

Васнецов - Иван-Царевич на Сером Волке

Васнецов — Иван-Царевич на Сером Волке

 

Репин - Иван Грозный и сын его Иван

Репин — Иван Грозный и сын его Иван

Эпизод с убийством собственного сына до сих пор не доказан историкам.

Все известные картины из Третьяковки показать просто невозможно. Это нужно видеть собственными глазами. У каждого из нас есть свои собственные воспоминания и ассоциации, связанные с легендарными полотнами. Они всплывают из потаенных уголков памяти внезапно…

До сих пор не могу провести параллели с картиной Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке». Какое-то далекое воспоминание шевелится в подсознании, но никак не выплывет наружу. То ли тканное полотно на стене из детства грезится, то ли картинка из какой-то книги…

Вместе с вами гуляла по Третьяковской галерее — Оксана.

До новых встреч!

Подписаться на новости по email:

К “Самые известные картины Третьяковской галереи” оставлено комментариев: 26

  1. Ирина

    Оксана, замечательная статья! В это воскресенье тоже гуляла по Третьяковской галерее. Очередь в галерею была не такая большая, мне удалось постоять в ней 30-40 мин. В гардеробе совсем не было очереди. Очень интересно прикоснуться к прекрасному, размеры картин впечатляют, рассказы экскурсовода позволяют увидеть детали, которым раньше не придавали значение.

      1. Ирина

        Оксана! На Крымском валу я не была, за пол-дня воскресенья успела посетить только Третьяковскую галерею на Лаврушкинском пер., а понедельник галерея не работала.

  2. Ирина

    Кстати, можно купить электронный билет в галерею и пройти в нее без очереди.

    1. Oxana Zolotnitsyna Post author

      Билеты купить можно, но на новогодние каникулы была какая-то проблема. Я уже не помню. То ли не было в продаже эл.билетов, то ли мы не знали в какую дату будет удобно посетить Третьяковку.

      1. Ирина

        Вот и я до последнего сомневалась, попаду или не попаду в галерею, поэтому электронный билет не стала покупать.

  3. Ася

    Оксана, это телепатия! Уже вторую неделю подумываю о том, что хорошо бы выбраться в Третьяковку, осталось только найти время и тут — статья как волшебный пинок — иди, мол, уже!)) Часто ловлю себя на мысли, что про места для посещения в своем городе думаю: «Успеется».
    Про очереди — самый пик, конечно, в дни школьных каникул (осенние, зимние, весенние). Помню, меня в детстве тоже с классом таскали «на встречу с прекрасным» — тогда, ребенком это было то еще испытание! )Самая веселая часть экскурсии — ехать в тур автобусе домой и болтать с одноклассниками) Теперь преклоняюсь перед экскурсоводами, которым удается своим рассказом заинтересовать группу школьников.

    1. Oxana Zolotnitsyna Post author

      Мысли — материальны. Я уже как мантру повторяю эту фразу))
      Надо купить билеты по интернету и тогда уже точно придется идти)

  4. Валентина

    Оксана, спасибо за экскурсию. Картины такие знакомые с детства, даже поностальгировала. Какие-то картины разглядывала в детских книжках, когда ещё не умела читать, какие-то уже в школьных учебниках. А некоторые специально искала в художественных журналах, когда готовила доклады по истории искусств в художке.

    1. Oxana Zolotnitsyna Post author

      Интересно получается….. Многие помнят картины именно по детским воспоминаниям. Значит каким-то образом русское изобразительное искусство культивировалось в массы?
      Вот только я сомневаюсь, что нашим детям будут «знакомы с детства» эти картины, если они, конечно же, не учатся в художественной школе.

      1. Ася

        «Культивация в массы» и сейчас присутствует: в учебнике по русскому языку много картин, по которым предлагается писать сочинения. Вопрос только в том, какие впечатления дети из этого выносят: заинтересуются ли самой картиной, историей ее написания или это наоборот вызовет отторжение как часть обязательной школьной программы.
        Для себя я решила дочке дозировано все преподносить, «не набрасываясь на искусство» 🙂 Еще у нас лучше всего запоминаются музеи, если они чередуются с развлечениями: сходили в Третьяковку, потом в кафе посидели, например.

        1. Oxana Zolotnitsyna Post author

          У меня такая же «мадам» растет)), по кафешкам обожает ходить.
          Я недавно побывала на интересной выставке у нас в Нижнем Новгороде, так вот там проводят детские лекции по истории искусства. Честно говоря, сама заинтересовалась. На уроках разбирают творчество художников. Н/р, почему у Шагала все «в полете», и что хотел сказать Малевич своими квадратами. Я предложила дочери сходить, она как-то с опаской отреагировала 🙂

  5. Татьяна

    Оксана, проясню ситуацию с медвежатами в картине Ивана Ивановича Шишкина и Константина Аполлоновича Савицкого «Утро в сосновом лесу». Действительно, у медведицы ежегодно рождаются либо один, либо два медвежонка. Но дело в том, что дети остаются с матерью два года. Вот и здесь Константин Савицккий изобразил медведицу с тремя детьми — пара маленьких медвежат родились зимой текущего года. А большой — предыдущей зимой. Художник даже подчеркнул это в расположении зверей — мама-медведица всё внимание сосредоточила на младших детях. А старший уже более или менее самостоятельный, он немного в стороне от семейства.
    Подробно о судьбе картины «Утро в сосновом лесу» я уже давно писала. Увы, эту статью перепечатали многократно и в сети её можно встретить на многих сайтах. Я записала историю со слов методистов ГТГ, когда мы, гиды-переводчики, проходили обучение в музее. Если интересно, в графе отзыва «сайт» я оставила ссылку именно на эту статью.

    1. Oxana Zolotnitsyna Post author

      Татьяна, спасибо большое за комментарий от первоисточника. Я слышала еще одну версию — на картине четыре медвежонка. Три малыша и один взрослый, двухгодовалый. Т.е. мамы-медведицы там и в помине нет….

  6. Елена Шикова

    О как давно я была в Третьяковской галерее. Меня гложут изрядные сомнения, но мне кажется, что картину 3 богатыря я видела в Русском музее СПБ, может у нас хранится одна из версий картины?

    Совсем недавно посмотрела фильм об Иване Грозном, там рассказывалось, что обвинял Ивана Грозного в смерти сына, только посланник Папы Римского, у него могли быть причины оклеветать русского царя, вроде этого посланника вообще не было в Москве, когда царевич умер. А еще там рассказывалось, что Ивана Грозного травили ртутью и мышьяком, в его останках обнаружено многократное превышение нормы содержания этих ядов. А ртуть как раз нейролептик и может приводить к нервным срывам, депрессии и прочим нехорошим явлениям, в которых как раз и обвиняют Ивана Грозного.

    И по сравнению с королями Европы Иван Грозный был просто невинным младенцем, за время его правления казнили всего около 4000 человек, а во Франции только во время Варфоломеевской ночи погибло от 5000 до 30000 гугенотов. И в замке Амбуаз, во время экскурсии нам рассказывали, что там перебили 1500 гугенотов за раз, вот и просвещенная Франция.

  7. Андрей

    Ну и очередища… Увидев такую, я бы не выдержал и пошёл просто гулять по улицам. А потом выбрал бы спокойное время, чтоб без таких очередей пройти и всё посмотреть.

    1. Oxana Zolotnitsyna Post author

      У меня просто не было другого варианта, поскольку мы приехали в Москву всего на несколько дней.

  8. Александр Никитин

    Славная экскурсия! Если я не ошибаюсь для «Письма запорожцев турецкому султану» позировал В. Гиляровский, рассказами которого я зачитывался и сейчас часто перечитываю.

    1. Oxana Zolotnitsyna Post author

      Для меня было вообще большим открытием, что для каждой своей картины художники ищут прототип и рисуют с натуры. Я наивно полагала, что образы возникают в голове и картина рисуется сама…..

  9. Константин

    Действительно, картины все очень известные, все не раз попадались в репродукциях и книжных иллюстрациях. Но полтора часа в очереди снаружи и еще полчаса в гардероб — это слишком ) Не думал, что так печально обстоят дела.

    1. Oxana Zolotnitsyna Post author

      Думаю, что в если выбрать правильное время, то проблем с очередями не будет 🙂

    1. Oxana Zolotnitsyna Post author

      Просто биография может быть немного скучноватой, а вот с прицелом на творчество художника — гораздо интереснее.

  10. Екатерина

    Надо же, я тысячу раз была в Москве. и не разу в Третьяковке. Теперь обязательно схожу. Все картины знакомы по школе либо по маркам. Может быть Ивана царевича на сером волке вы тоже видели на почтовой марке? раньше многие дети филателией увлекались…)

  11. Татьяна Высоцкая

    Спасибо за экскурсию, Оксана! Мы тоже планировали поход в Третьяковку, но 8 дней для Москвы — слишком мало) Теперь хоть знаю, что НЕ увидела), значит в другой раз обязательно сходим, картины ведь с детства знакомы…

    1. Oxana Zolotnitsyna Post author

      Конечно мало. Благо мы живем не очень далеко от Москвы и есть возможность заглядывать периодически в столицу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *